Появление женщин в боевых искусствах, и особенно их участие в соревнованиях, вызвало в свое время большую дискуссию по поводу того, чему женщин учить и как проводить их поединки. Ведь, к примеру, система протекторов рассчитана, в основном, на мужскую конституцию.Понятно, что спарринги партнеров противоположного пола не проводятся. Но в организации боя между девушками тоже пошли по разным направлениям.
В дзю-до, например, было принято решение сильно сократить арсенал разрешаемых приемов, из которого, в частности, изъяли многие приемы борьбы в партере и наиболее болезненные броски. Некоторые другие направления ввели другие протекторы и тоже ограничили набор приемов. Но есть и такие варианты, когда женский бой превращают в гладиаторский - типа поединка в жидкой грязи на специально оборудованном ринге, во время которого можно плеваться, кусаться, и за волосы хватать. Эдакое нынешнее экзотическое развлечение Запада. У нас дракой двух женщин мало кого удивишь.
Еще одна проблема, связанная с появлением женщин в боевых искусствах, связана с телесным контактом, неизбежно возникающим при работе с партнером противоположного пола. Конечно для девушек типа Арины такая возможность - находка, но именно боязнь того, что телесный контакт во время спарринга может стать причиной полового возбуждения и непредвиденным образом повлиять на развитие ситуации, заставила спорт уйти от смешанных групп тренирующихся и спаррингов между партнерами противоположного пола.
Зато во многих книгах по боевым искусствам появились специальные разделы, посвященные самообороне для женщин, а рекламные ролики, пропагандирующие различные школы, обязательно включают в себя красивую победу девушки над нападающим мужчиной. Сейчас, когда, по свидетельству прессы, количество изнасилований резко возросло , появление специальных клубов и секций женской самозащиты закономерно. В них обучают боевым приемам, адекватным женскому телосложению, т.е. не требующим особой физической силы, но обладающим достаточной эффективностью.
Большинство приемов носит оборонительный характер ( типа освобождения от захватов ) и лишь немногие могут причинить нападающему серьезные травмы. Впрочем, много точечных ударов, вызывающих резкую боль, или рассчитанных на ошеломление противника. Часто в таких школах обучают самообороне в положениях сидя и лежа, боевому применению сумочки или зонтика. В лучших школах женской самозащиты учат также и умению владеть собой в неожиданных ситуациях, мобилизовывать собственные ресурсы, контролировать свои эмоции и преодолевать психологические барьеры.
...Таня тоже работает с достаточным ожесточением, но это ожесточение не выплескивается на других, а является отражением долгой работы над собой. Ей не так легко все дается, она с усилием овладевает любыми навыками, проявляя завидное упорство. Боевое искусство для нее-способ быть наравне с остальными, способ преодолеть свои комплексы, связанные с невысоким ростом и отсутствием видимой красоты.
Наука дается ей тяжело,но она очень старается не выбиваться из строя, не отставать. В секции она - из наиболее дисциплинированных, не пропускает ни единой тренировки. Хотя уровень техники у нее выше среднего, боевое искусство для нее не средство самообороны. Возможно, выбрала она его потому, что это один из наиболее ярких и выразительных способов работы над собой, преодоления себя. Таня больше других рвется к участию в соревнованиях, выступая в них наравне с ребятами. Каждый успех для нее - доказательство того, что она чего-то стоит. Она часто повторяет, что боевые искусства ей очень помогают в жизни, что бывают моменты, когда ей кажется: "Лишь здесь я чувствую, что живу". Боевые искусства не только снимают у нее агрессивность, но и дают уверенность в себе, как бы осуществляют реабилитацию души.
Есть в психологии такое слово-"сублимация". Оно означает переключение, трансформацию одних активных психических движений в другие. Так, несчастная любовь художника превращается в новый порыв вдохновения и приводит к созданию прекрасной картины. А здесь, в зале, если у тебя нет возможности реализовать себя как женщину, как личность, как профессионала ( у каждого свое ), то твоя нерастраченная энергия не перегорает, не пропадает безвозвратно, а несколько видоизменяется и приносит пользу.
В связи с комплексом неполноценности хочется вспомнить историю Золушки. Жила себе серенькая девочка, но вот случилось что-то-и она уже принцесса, а быть принцессой-значит быть всегда в центре внимания. Не секрет, что есть много девушек обычных, ничем не примечательных на вид. И вид у них обычный, и речь, и голос.
Но им хочется блистать, привлекать внимание. А где его взять, если она и себе-то подчас не нужна? Девушки, я предлагаю вам провести маленький эксперимент. Попробуйте в компании ребят сказать, что вы занимаетесь боевыми искусствами. И на вас тут же посмотрят-с любопытством, поощрением, удивлением, иронией, но уж отнюдь не равнодушно, и посмотрят обязательно.
К тому же,в зале идет общение с новыми людьми, многие из которых прошли через то же самое, а пройдя, стремятся воодушевить других. Вот, к примеру, Синтия Ротрок-пожалуй, самая известная на текущий момент "девушка-тигр" кинематографа Америки и Гонконга. В своем интервью американскому журналу "Черный пояс" она говорит,что основное, как ей кажется, в ее работе-это "показать что может женщина. Обычно думают, что женщинам не под силу в совершенстве овладеть боевым искусством. Мой пример опровергает это утверждение, и я стремлюсь к тому, чтобы любая женщина, увидев меня на экране, задала бы себе вопрос-почему я не могу так же как она?"
Когда у Золушки, пришедшей заниматься боевыми искусствами, начинает что-то получаться-она на пути к Принцессе. Но никто из них ( как и в случае со снятием агрессивности ) не идет в боевые искусства для того, чтобы сознательно избавляться от комплекса неполноценности. Нет, они думают о том, что это модно, экзотично, интересно. К тому же сейчас и телевидение, и радио, и газеты убеждают нас в том, что "ДОБРО ДОЛЖНО БЫТЬ С КУЛАКАМИ". Убеждает в этом и сама жизнь.
...Наташа не уступает Тане в старательности, но все, что она делает, носит демонстративный характер. Она из той категории девушек, которых раньше называли бой-бабами, а теперь именуют просто "крутыми". До занятий в секции она успела позаниматься парашютным спортом и туризмом повышенной сложности. Иногда она сражает своих собеседников наповал репликами типа "а вот когда я тонула в пинских болотах..." На окружающих ребят она смотрит свысока как на тех, кто с ней вместе нигде не тонул.
Если для Тани боевое искусство - это возможность быть наравне со всеми, то для Наташи - способ быть над всеми, демонстрация ее превосходства над мужским полом в таком неженском деле. Поэтому она тоже любит состязаться, любит быть в первых рядах и рассказывать потом о том, как она там была, со знанием дела вставляя подходящие термины, так что для непосвященного ее рассказ выглядит сущей абракадаброй. А в боевых искусствах она ценит непреходящее ощущение своей силы, "чтобы кровь кипела и мышцы болели". В принципе, это тоже выражение комплекса неполноценности, но не желанием сравняться, а желанием стать мощнее и лучше. Один из моих приятелей в шутку посоветовал о таком типе девушек не писать-уж больно они мужеподобны, но их чаще других можно увидеть на татами, особенно в жестких видах боевых искусств.
... Первое, что я услышала о Ларисе, так это то, что после пяти лет интенсивных и серьезных занятий она "способна разорвать человека пополам, как бумагу". Поэтому была готова к встрече с очередным вариантом Наташи или Жанны. Однако Лариса совершенно не вписывается в этот традиционный образ. Вместо горящих яростью глаз и общего выражения лица, "не обезображенного интеллектом", я увидела действительно одухотворенный взгляд и красоту, порожденную каким-то внутренним светом.
Боевым искусством она занимается дольше всех остальных упомянутых мною девушек, и уже плохо помнит что послужило первым толчком к этим занятиям. Может быть, стремление защититься, может внешняя привлекательность формы, но тот виток, на котором эти занятия были для нее только модным увлечением, она уже давно прошла.
Тренинг помог ей найти свое место в жизни, обрести свой внутренний мир- все это стало для нее Путем, глубоко вошло во всю ее жизнь и привело в конце концов в буддийскую общину, куда привлекли ее совсем не ритуалы или мода. При этом она осталась милой и обаятельной девушкой, общаясь с которой можно затрагивать весьма широкий и разнообразный круг тем и, может быть, даже не догадываться о ее высоких боевых способностях.
Конечно, каждая из упомянутых мной девушек-лицо не только конкретное, но скорее собирательный тип. Тем более, что встречались мне и менее распространенные типажи. Некоторых вдохновляло желание кому-то за что-то отомстить ( "Вот выучу кун-фу да как набью ему морду..." ), или попросту всюду носить кимоно, в котором действительно так удобно.
Была одна девушка, которая решила заняться боевыми искусствами, поступив на восточный факультет МГУ, с тем, чтобы лучше понять культуру и философию изучаемой страны.
__________________
...ЛЮДЕЙ НЕ ОБМАНЕШЬ...