Тренер » 22 июн 2015, 03:36
Проповедь протоиерея Владимира Астахова от 14.06.2009г.
Судить не надо...
В жизни каждого человека наступает момент, когда ему кажется, что вокруг всё плохо, всё идет не так, всё не хорошо. И люди все нехорошие. Но если оглянуться назад, вспомнить свою жизнь с первых мгновений солнечного детства, вспомнить свое восприятие мира, близких, родных, природы, всего живого вокруг нас и сравнить с сегодняшним нашим восприятием - восприятием взрослого человека, по неволе, ужаснешься... Нужно просто критически отнестись к себе, честно признаться самому себе в неоспоримом факте - в детстве все люди были хорошие. Все были хорошие - и бабушка, и дедушка, и мама, и папа, и соседи, и учительница, и воспитательница, и дети. Ну где поссоришься, где скажешь что-то сгоряча– уже и хочется помириться. И стыдно было: краснели уши, краснели щеки, стыдно было от своих поступков. Всё вокруг хорошо, а от своих поступков стыдно. Но вот идет время. Сначала кто-то один плохой, потом другой, потом прислушиваемся, что там мама и папа говорят, кого они судят. Не судите при детях людей! Вы этим себя унижаете, потому что дитё ваше слушает и думает, что так и нужно – всех судить, а себя хвалить. А ведь поступать так совсем не нужно! Вырастит дитё и начнет уже по-взрослому всех судить, себя хвалить и так будет бесконечно, и грех будет торжествовать. А мы всё судим, осуждаем, пересуживаем. Сначала некоторых, а потом многих. Наступает момент, когда доходим до абсурда - все вокруг плохие. Но ведь это не так. Бог пришел в мир, видя в людях хорошее. Да, Он видел, что человек пал. Каждый из нас пал, каждый согрешил. Но ради каждого из нас Он пришел в мир. Один древний святой молился: «Господи, накажи грешников». Ему явился Господь и сказал: «Не молись так, если бы на земле был даже один грешник, Я бы все равно пришел ради него в этот мир». Ради каждого из нас пришел Господь и каждого желает спасти, значит в каждом из нас есть хорошее, и Бог это хорошее видит. Господь желает, чтобы каждый из нас стряхнул с себя грех, поднялся, распрямился, покаялся, вернулся к Нему и жил Его любовью, жил Его теплом, Его жизнью, жил вечной жизнью. К каждому из нас пришел Господь. А мы думаем: «Нет, только ко мне пришел, вот того, другого, Он будет карать и наказывать». И даже суд творим, а Господь не учит нас судить, Господь нам говорит – не судите, не судите, люди. И вот, для того, чтобы мы встрепенулись, Церковь дает нам святых. Эти люди не были бесконечно праведны, безгрешны, они были просто ответом на Божий призыв. Они услышали стук Божьей десницы в своих сердцах. Они услышали, как Господь взывал к ним. Взывал «Не судите!», «Не обижайте!», взывал «Не обманывайте!», «Молитесь!». Вот как мы сегодня в Евангелии читали – «и кто не откажется от жены и детей своих, тот не достоин Меня». Там большой перечень от чего нужно отказаться. Действительно, кто не откажется от своего, земного, тот недостоин Господа. От своего, земного - обсудить кого-то, позавидовать кому-то, копаться в чужой жизни, жить лишь узенькими, низменными интересами друг друга. Жена для мужа, муж для жены - муж жене наливает, жена ему тост говорит. Оба гибнут. Гибнут люди! Сестра с сестрой в разговоре обсуждают всех подряд - и мать родную обсуждают, и детей обсуждают, всех вокруг. И гибнут люди! А Господь нам говорит – отвернитесь от житейской суеты, от греха, полюбите друг друга. Меня слушайте, не друг друга слушайте, а Меня слушайте и любите друг друга. Оставить жену и детей - это значит жить для них, но жить по Божьей правде, жить по Божьей истине. Жить так, чтобы мы были ответом на Божий призыв. Господь говорит: «Я пришел вас грешных спасти, значит, вы должны спасать друг друга, значит вы должны помогать друг другу, значит вы должны жить так, чтобы каждый из вас был примером друг для друга, чтобы в каждом из вас отражалось Мое, Христово – свет, чистота, истина». Господь говорит – откажитесь от зла ради Меня. Но мы не хотим отказаться. Мы ради сплетни, ради сиюминутной обиды, ради зависти, ради этого суда ненужного, мы ради этого друг к дружке тянемся, чтобы сплетню, ложь, обиду друг другу высказать, поделиться ею, судить всех вокруг. И доходим до абсурда – мы чувствуем себя несчастными, потому что вокруг все плохие, но при этом сами создаем для себя такой мир!
Светильник тела есть око. Какой у нас глаз, так мы и видим. Если мы глаза грехом закрыли, то что мы видим? Да вы нарисуйте на зеркале, нарисуйте на очках грязь, что вы увидите? Нужно смыть грязь, снять очки, вытереть зеркало и вглядеться в реального человека, в ближнего своего. Нужно увидеть в человеке Божий дар. Увидеть в нем Божие отражение, в себя всмотреться, подумать – Боже мой, я еще способен молиться, я еще способен любить, я еще способен прощать! Как же нам хочется не прощать. На минутку простим, а дальше, что? Как обычно мы говорим о любом человеке – он неплохой человек, ну и что следует? – а дальше вот это «но» следует, «но!». И так к каждому, у нас имеется свое «но». «Она не плохая, но…», - похвалили себя, ведь какие мы снисходительные, не сразу же сказали – а та такая, а тот такой, а тот третий, десятый! Нравится нам, аж заходимся, какие мы опытные в жизни – мы умеем в каждом грязь увидеть! Научитесь чистоту в каждом видеть! Научитесь доброту в каждом видеть! Вот сегодня день всех святых, Господь нам скольких святых дал. Они умели видеть в человеке, в Божьем творении, - Божье, чистое, доброе, хорошее. Даже когда у нас что-то не так идет, мы не задумываемся, что нужно покаяться, нужно в себя посмотреть, свои грехи увидеть, мы тут же что говорим? Это мне порчу навели. Все равно кто-то виноват! Только не я! Только не мой грех! Порчу навели… Да, может болезнью, да, может страданием, но Господь нас призывает: «Посмотри, ты же не один, вокруг люди, которые тебе сострадают, которые тебе сочувствуют. Грешные, избитые, но такие же люди». Божьи люди, ради которых Он пришел. И ради него, и ради нее, и ради тебя Он пришел в мир. Задумайтесь, вы создали семью, воспитываете детей, вы в эту семью несете все, что в ваших силах. Вы покупаете мебель, посуду, одежду, вы ходите в школу на родительское собрание к ребенку. Вы все делаете для своего ребенка, вы отдаете себя, вы не спите ночами, вы не можете болеть, потому что надо о нем заботиться. И вот вырастает ребенок – разбил всю мебель, пропил всю посуду, вас оскорбил, сказал – зачем ты мне нужна! Не больно будет? Не страшно будет? Страшно будет знаете от чего? Очень страшно и больно будет от того, что жизнь бесцельно прожита. Что вкладывал-вкладывал и ничего не получил. Все потеряно, все впустую, все на камень сеялось…
Господь пришел в мир, взошел на Крест, на Голгофу взошел, Кровь пролил, эту боль претерпел ради нас, а мы все время судим, а мы все время лжем. Иногда в свою ложь сами верим, и когда нам говорят – не ври! – мы обижаемся на того, кто обличил нас. Как же так? Мы прекрасно знаем, что соврали. Мы прекрасно знаем, когда клевещем. Мы всегда осознаем, что взяли непроверенные факты. Во всем этом мы полностью отдаем себе отчет, но нам нравиться так поступать. А если кто-нибудь скажет нам– остановись, не ври, не сей ложь, не суди! Мы не встрепенемся, не скажем: «Господи, Боже мой, что ж я творю, правильно этот человек сказал, он остановил меня.» Нет, для нас такой человек становится кем? – врагом, мы его вычеркиваем из нашей жизни. Ах, вот какой он, сколько лет я верил ему, столько лет я с ним дружил, а он какой – перестал меня хвалить, перестал меня лелеять, перестал мне говорить ласковое, а он сказал мне!.. Что сказал? Правду сказал, сказал правду. Может, не полную, может искаженную, но все же правду. Не лучше ли задуматься, а есть ли в словах такого обличения правда? Так и Господь сеет в нас любовь, сеет, а мы разрушаем, разбиваем, отворачиваемся, не выполняем. И Крест становится еще невыносимей, ведь Господь итак миллиард миллиардов болей за всех людей берет на Себя, а мы каждой ложью добавляем Ему муки. Приносит Он боль свою в жертву добровольную, берет грехи наши на Себя. А итог? В наших сердцах должна быть благодарность. Благодарность Богу за эту боль. Вот святые смогли прожить свою жизнь иначе. Кто такие святые, кто эти люди? Какой –то частью своей жизни они смогли жить так, как Бог велит. Как Бог велит, и вот - кто-то не отказался от своей веры, когда все вокруг отвернулись, кто-то не отказался исповедовать Троицу Единосущную и Нераздельную. Кто-то не отказался и, может быть, даже не страшную муку принял, а позор и осмеяние принял, но не отказался от Христа. Кто-то соблюдал заповеди Его. Кто-то умел отдать, кто-то умел простить. Кто-то умел молиться, кто-то умел боль другого за свою боль принимать, кто-то умел видеть в человеке не только грех, а умел видеть в человеке человека – Божье творенье. Вот это и есть святые. Святые - те, в ком есть ответ на Божью любовь, на Божью милость и на Божью жертву. Свят тот, кто сам стал таким ответом и пришел к Богу. Пришел к Богу искренне и сделал Бога главным в своей жизни. Нет, не побил жену, не побил ребенка, а ради жены и ребенка Божью истину поставил выше своей. Отказался от житейского и принял небесное, принял Божие, принял истину Христову. А что же мы? Ведь каждый из нас носит имя святого. Носит имя святого Петра или Павла, Андрея или Иоанна, Ольги или Татьяны. И верующий во Христа носит звание христианин, и имя святого получает тоже не напрасно. И Бог, и Церковь нам говорят: «Вдумайся в свое имя, тебе этот святой, именем которого ты назван, дан в пример, чтобы ты, может и не так, как он, а хотя бы чуточку, воплотил в жизни его подвиг. Кто носит имя мученика – пускай поймет, что нельзя стыдиться Бога и своей веры. А кто имя носит преподобного, пускай знает, что молитва – это главное для нас, жизненно необходимое как дыхание, дыхание Богом, разговор с Ним. А кто носит имя бессребреника, пускай когда-нибудь найдет в себе силы не только на себя тянуть, а, хотя бы, кому-то одному тайно оказать помощь, согреть, выслушать, не обязательно деньги давать, хотя бы выслушать и разделить боль другого. Будем брать пример со святых наших. И тогда Свет Христов, который просветил их души, войдет и в нашу. Не будем закрываться от этого живительного Света какими-то искусственными преградами, не будем прятаться от Него. Пускай Христос нашу душу высветит до глубины, высветит до самого окончания, высветит все, что там есть нехорошего. И мы выбросим это все из души. И поймем, как надо жить. Жить в Свете. Не в темноте греховной, а в Свете Христовом. Родненькие, с именинами вас! А именины – это не только стол и застолье, именины – это раздумье, чье имя я ношу и как я должен жить?..
С праздником! Береги вас Бог. Вси святии, молите Бога о нас! И нам, грешным, хотелось бы пожелать немножечко больше света и святости в нашей жизни земной. Аминь.
...ЛЮДЕЙ НЕ ОБМАНЕШЬ...